Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда,
которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей.
Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение
объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с
физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли
использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти
способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду». С
2012 года в ГБОУ «СОШ № 5 действует программа «Доступная среда».
Информация:
О специально оборудованных учебных кабинетах: В образовательной
организации нет специальных, полностью оборудованных учебных кабинетов,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий
с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно
оборудованном учебном кабинете. Для учащихся с более сложными
ограничениями здоровья в учебных классах имеются специальные
технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования.
Об объектах для проведения практических занятий: Для проведения
практических занятий в школе оборудованы кабинеты биологии, физики,
химии, информатики и спортивный зал.
О библиотеке: В образовательном учреждении имеется библиотека с
читальным залом, с возможностью выхода в интернет и контролем
копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены
соответствующей литературой Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 N
ОВ-473 07 Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными
пособиями) обучающихся с ОВЗ.
Об объектах спорта: Оборудование в спортивном зале и на спортивной
площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-
двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия
запроса со стороны потребителя образовательных услуг. Однако занятия по
физической культуре с детьми с ОВЗ проводятся по адаптированным
программам, без ущемления прав учащихся и их законных представителей.
О средствах обучения и воспитания:
В случае необходимости могут быть предоставлены специальные
средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Обучение
детей с ОВЗ (в случае запроса со стороны потребителя образовательных услуг)
организовывается по адаптированной программе. Во время проведения
занятий в классах, где обучаются обучающиеся с ОВЗ возможно
применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и
иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации
обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных
вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно
проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания
образовательной организации:
- При входе в здание школы имеется пандус и опорные поручни.
- На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал.
- В школе имеется многофункциональное подъемное устройство для беспрепятственного перемещения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата вдоль лестничного марша LG2004 S.
- Складная механическая опора для беспрепятственного перемещения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, модель МО-001.
- На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната
- Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
О специальных условиях питания: Оборудование и персонал
пищеблока реализует потребность обучающихся в 2- х разовом бесплатном
питании. При обучении ребенка на дому он получает паек. Создание
отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ пока не требовалось.
О специальных условиях охраны здоровья: Для оказания
доврачебной первичной медицинской помощи и проведения
профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной
направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания
первой медицинской помощи в школе заключен договор с ГБУЗ «
Малгобекская ЦРБ» На основании заключённого договора медицинское
сопровождение учащихся школы осуществляет медработник школы Льянова
Э.М. В школе организовано психологопедагогическое сопровождение лиц с
ОВЗ. В школе создаются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создан ПМПк.
ПМПк школы реализует диагностико – консультативную, методическую и
коррекционно – развивающую деятельность в отношении детей с
отклонениями в развитии от 7 до18 лет. Деятельность ПМПк направлена на
решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием,
обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с
различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных
особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и
изменчивости условий местного социума. С инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья организуются индивидуальные и
групповые психологические консультирования, целью которых является
актуализация и содействие перспективному развитию личностных
(индивидуально – профессиональных) ресурсов (потенциала) учащегося с ОВЗ,
созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов
его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в
трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого -
педагогической медицинской и социальной помощи детям – инвалидам
постоянно совершенствуются.
О доступе к информационным системам и информационно-
телекоммуникационным сетям: В настоящее время становится
возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования
современных информационных технологий,
в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных
задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса,
расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР
позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает
интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными.
Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения
мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Информационное обеспечение:
- В школе имеется официальный сайт, содержащий:справочную информацию о школе, её истории;
- информацию об учителях;
- материалы и работы учителей и учеников;
- советы ученикам, родителям по подготовке к экзаменам;
- новости школы;
- Информационно-техническое оснащение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию заявленных программ в полном объеме.
- Создана информационно-образовательной среда, соответствующая всем требованиям.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым
обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем
образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя,
проводящего учебное занятие.
2. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
3. На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и
настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение
доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
4. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за
доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы
контентной фильтрации.
o Электронный каталог изданий;
o Официальный информационный портал ЕГЭ, ГИА;
o Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
o Образовательный портал Учи.ру;
o Портал Российская электронная школа;
o Федеральный портал ''Российское образование''
o http://www.uznai-prezidenta.ru/Детский сайт Президента Российской
Федерации
o http://www.ege.edu.ru/-Портал информационной поддержки ЕГЭ
o http://www.eidos.ru/olymp/- Всероссийские дистанционные эвристические
олимпиады
o http://www.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников
o http://www.olympiads.ru - Олимпиадная информатика
o http://www.en.edu.ru - Естественнонаучный образовательный портал
o http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
o http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное
образование детей»
o http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
o www.nachalka.info/ru- Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия
o www.nachalka.com. - Начальная школа детям, родителям, учителям
o www.school-collection.ru- Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
o http://www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»
o http://www.computer-museum.ru- Виртуальный компьютерный музей
О наличии специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования
Для учащихся со сложными ограничениями здоровья в учебных классах
имеются специальные технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования:
-Универсальный цифровой планшет для обучения детей с ОВЗ.
- Цифровая модульная система для работы с текстом.
- Комплект лингводидактических средств обучения.
- Набор для развития моторики, восприятия и сенсомоторной
памяти «Геобород».
- В школе имеется многофункциональный опорный ортопедический
комплекс со специальными регулируемыми креплениями для
формирования правильной посадки детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата «Kaye Products»
- Набор для развития моторики, восприятия и сенсомоторной
памяти «Оси координат».
- Набор для учебно-методических комплектов для
инклюзивного образования детей с ОВЗ.
- Набор принадлежностей для письма по системе Брайля.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие,
интернат- общежитие не предоставляется.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
- не имеется.
Рекомендуемые онлайн-ресурсы для дистанционного обучения:
Минпросвещения России утвердило перечень электронных образовательных ресурсов
для школ, соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале
правовой информации.
Нормативные документы :
Приказа Министерства образования и науки РФ об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (от 19.12.2014 № 1599)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19. 12.2014 г. N 1598 "Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»